УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 9»
____________Н. Л. Бутюнина
«__»___________2020г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школы №9»
Г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Программа
«Профилактика семейного
неблагополучия
и
социального сиротства детей
в
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
города
Новочебоксарск Чувашской Республики
на
20201-2023 учебный год».
Разработчики:
заместитель
директора по УВР
Л.А. Ильина
социальный педагог
Н.И.
Полевщикова
Программа
«Профилактика
семейного неблагополучия и социального
сиротства детей
в МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №9»
города
Новочебоксарск Чувашской Республики на 2011-2013 учебный год».
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
Наименование Программы:
Программа
«Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №9» города Новочебоксарск Чувашской Республики на 2016-2019
учебный год».
Основания для разработки
Программы:
Конвенция ООН «О правах ребенка»
Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.
Закон Российской Федерации от 10
июля
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Федеральный Закон от 24 июня
Федеральный
закон Российской Федерации от 23 декабря
Закон Чувашской Республики от 25
ноября
Закон Чувашской Республики от 26
сентября
Закон Чувашской Республики от
24 ноября
Закон Чувашской Республики от 29 декабря
Закон Чувашской Республики от 5 октября
Заказчик Программы:
Администрация МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №9» города Новочебоксарск Чувашской Республики на 2020-2023
учебный год.
Основные разработчики Программы:
Заместитель директора по УВР Ильина Л.А., социальный педагог Н.И.Полевщикова.
Цель Программы:
создание системы ранней профилактики семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности и социального сиротства детей и сохранения приоритета семьи.
Задачи Программы:
- формирование эффективной системы работы с семьями группы риска;
- формирование эффективных методик работы с неблагополучными семьями;
- организация возможностей для детей «группы риска» использовать свободное время для активного творческого и образовательного отдыха;
- обеспечение социального сопровождения и социального контроля за этими семьями до выхода их из трудной жизненной ситуации.
Участники Программы:
- администрация школы;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- старший вожатый;
- классные руководители;
- педагог-организатор;
- педагоги-предметники;
- инспектор ОпДН;
- социально неблагополучные семьи;
- родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей.
Срок реализации Программы:
2020-2023 годы
Перечень приоритетных направлений Программы
Программа предусматривает осуществление последовательных мероприятий, включающих в том числе:
- своевременное выявление семей в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях развития социального неблагополучия, в том числе и посредством создания системы информирования граждан, медицинских и педагогических работников, органов милиции, опеки и попечительства, иных структур, занимающихся работой с семьей и детьми, о возможностях помощи таким семьям;
- системы аккумуляции данных о выявленных случаях семейного неблагополучия для наиболее раннего начала работы с такими семьями;
- обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам (необходимое количество учреждений и специалистов необходимой квалификации – психологов, социальных работников, юристов, социальных педагогов и пр.);
- создание новых или использование и расширение потенциала уже имеющихся служб (учреждений социального обслуживания семьи и детей, служб психологической помощи населению, психолого-медико-педагогических центров системы образования);
- включение в работу служб занятости, дошкольных учреждений, при необходимости – лечебных учреждений (лечение от алкоголизма и наркомании);
- разработку эффективных методик работы с семьями;
- оказание семьям необходимой социальной помощи, включая помощь в трудоустройстве;
- последующий мониторинг жизнедеятельности семей риска для предотвращения повторов девиантного поведения.
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы:
- наличие эффективной система работы с семьями группы риска;
- наличие эффективных методик работы с неблагополучными семьями;
- увеличение возможностей для детей «группы риска» использовать свободное время для активного творческого и образовательного отдыха;
- социальное сопровождение и социальный контроль за семьями до выхода их из трудной жизненной ситуации.
Система организации контроля за
исполнением Программы:
- осуществляет администрация школы;
- исполнители мероприятий Программы ежегодно к Педагогическому Совету в январе до 2023 года предоставляют информацию о ходе выполнения Программы.
Пояснительная
записка.
.
Актуальность. Семья – основа первичной социализации личности
Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но не всегда условия в семье способствуют его благоприятному развитию.
Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
Каждая неблагополучная семья неблагополучна по-своему. Неблагополучие детей в семье может быть разным: от напряженной конфликтной атмосферы из-за взаимной неприязни взрослых до отсутствия элементарной заботы о ребенке со стороны родителей; неблагополучие может быть скрытым, не проявляться в яркой форме, когда родители, родственники, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в семье.
Учитывая сложившуюся практику, можно выделить пять форм неблагополучных семей:
1. семьи, где присутствует уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей (не кормят, не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью; антисанитарные условия жизни, периодически длительное отсутствие родителей дома без уважительной причины, оставление ребенка одного дома без контроля со стороны взрослых и т.д.);
2. бытовое пьянство родителей (семья характеризуется систематическим злоупотреблением спиртными напитками, сбором по месту жительства посторонних лиц для распития спиртных напитков);
3. семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией;
4. семьи, в которых присутствует жестокое обращение родителей или других членов семьи с детьми;
5. семьи, в которых родители злоупотребляют своими правами.
Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы. Следовательно, от микроклимата в семье, духовного и физического развития в ней детей в наибольшей степени зависит успешность развития и социализации ребенка. Социальная поддержка семей, испытывающих трудности в реализации своих основных функций, является важнейшей задачей профилактики детской безнадзорности, беспризорности, социального сиротства.
В настоящее время в обществе распространено такое тревожное явление, как «социальное сиротство», когда дети становятся сиротами при живых родителях. Главной причиной сиротства детей являются социальное неблагополучие семьи и лишение родителей родительских прав или ограничение родителей в родительских правах. Дети, оставшиеся без попечения родителей, при живых родителях – социальные сироты – составляют около 80% всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В большинстве случаев родители, ведущие асоциальный образ жизни из-за алкоголизма, наркомании, отсутствия работы и др., пренебрегают интересами ребенка, вплоть до игнорирования его первичных потребностей (в питании, одежде, лечении, обучении и пр.).
Профилактика социального сиротства, безнадзорности и беспризорности в первую очередь заключается в раннем выявлении неблагополучных, проблемных семей. Чем раньше выявлена неблагополучная семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок остался в семье с родителями. Лишение родительских прав используется как основной метод воздействия на нерадивых родителей, зачастую без проведения с семьями реабилитационной предварительной работы, использования иных мер воздействия (например, ограничения в родительских правах с одновременным проведением реабилитационной работы с семьей, ограничения дееспособности пьющих родителей и пр.).
Исходя из того, что наилучшим интересам ребенка соответствует воспитание его в родной (биологической) семье, и учитывая, что воспитание детей в интернатных учреждениях и в замещающих семьях требует большего объема ресурсов, необходимо сконцентрировать усилия на предотвращении дезорганизации семей и лишении родителей родительских прав.
В
настоящее время в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» города
Новочебоксарск очень часто приходится иметь дело с детьми, так не похожими на
своих сверстников. Это дети «группы риска». Проблемы их различного характера -
это и проблемы, возникшие в ходе образовательной деятельности (трудности в освоении общеобразовательных программ, высокая
степень педагогической запущенности),
проблемы, связанные со здоровьем (хронические заболевания, общая соматическая
ослабленность), психофизиологические проблемы (отклонения интеллектуального и
личностного развития, низкая работоспособность, нарушение эмоционально-волевой
сферы личности, коммуникативные проблемы). Но чаще всего - социально-правовые
проблемы (сложные жизненные условия, семейные проблемы, нарушение прав детей,
физическое либо психическое насилие над
ребенком, проживание в неблагополучной либо малообеспеченной семье, социальная
незащищенность, сиротство, социальная дезориентация и дезадаптация). Ребенок, не получающий достаточно тепла,
внимания, любви, взаимопонимания, а постоянно испытывающий чувство
беззащитности, дискомфорта, унижения и боли, начинает отстаивать свои права на
достойное существование чаще всего незаконным образом. С учетом изложенного,
с целью повышения уровня защиты прав и интересов несовершеннолетних в основных
сферах жизнедеятельности, создания условий для контроля за правонарушениями
несовершеннолетних необходимо осуществить следующие мероприятия
Решение вышеуказанных проблем невозможно без принятия мер
по совершенствованию системы профилактики семейного благополучия,
беспризорности и безнадзорности внутри
образовательного учреждения. Программа является документом, выстаивающим
на среднесрочный период механизм взаимоотношений субъектов профилактики.
Реализация комплекса мероприятий с целью повышения эффективности раннего выявления детского семейного
неблагополучия, профилактики беспризорности, безнадзорности и сохранения
приоритета семьи на 2016-2019 годы определяет следующие цели и задачи:
Цель Программы:
создание системы ранней профилактики семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности и социального сиротства детей и сохранения приоритета семьи.
Задачи Программы:
- формирование эффективной системы работы с семьями группы риска;
- формирование эффективных методик работы с неблагополучными семьями;
- организация возможностей для детей «группы риска» использовать свободное время для активного творческого и образовательного отдыха;
- обеспечение социального сопровождения и социального контроля за этими семьями до выхода их из трудной жизненной ситуации.
Перечень
программных мероприятий предусматривает действия по следующим направлениям:
- своевременное выявление семей в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях развития социального неблагополучия, в том числе и посредством создания системы информирования граждан, медицинских и педагогических работников, органов милиции, опеки и попечительства, иных структур, занимающихся работой с семьей и детьми, о возможностях помощи таким семьям;
- системы аккумуляции данных о выявленных случаях семейного неблагополучия для наиболее раннего начала работы с такими семьями;
- обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам (необходимое количество учреждений и специалистов необходимой квалификации – психологов, социальных работников, юристов, социальных педагогов и пр.);
- создание новых или использование и расширение потенциала уже имеющихся служб (учреждений социального обслуживания семьи и детей, служб психологической помощи населению, психолого-медико-педагогических центров системы образования);
- включение в работу служб занятости, дошкольных учреждений, при необходимости – лечебных учреждений (лечение от алкоголизма и наркомании);
- разработку эффективных методик работы с семьями;
- оказание семьям необходимой социальной помощи, включая помощь в трудоустройстве;
- последующий мониторинг жизнедеятельности семей риска для предотвращения повторов девиантного поведения.
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы:
- наличие эффективной система работы с семьями группы риска;
- наличие эффективных методик работы с неблагополучными семьями;
- увеличение возможностей для детей «группы риска» использовать свободное время для активного творческого и образовательного отдыха;
- социальное сопровождение и социальный контроль за семьями до выхода их из трудной жизненной ситуации.
Реализация Программы происходит в
несколько этапов:
№ п/п |
Этап реализации Программы |
Сроки |
Направления этапа |
1 |
Подготовительный |
февраль-апрель 2016 г. |
- выявление неблагополучных семей с учетом критериев социального неблагополучия; - изучение нормативной документации о защите прав детства; - обмен информацией с соответствующими учреждениями и органами по каждому конкретному случаю; - психолого-педагогическое сопровождение |
2 |
Основной |
май 2016 г. – май 2019 г. |
Реализация программных мероприятий: - защита личностных и социальных прав несовершеннолетних; - создание условий для максимальной занятости подростков в свободное время; - вовлечение необходимых специалистов для работы с подростками; - социальная работа по восстановлению семьи и возвращения ребенка в родной семье; - патронажная и консультационная работа; -
информационно-просветительская работа; |
3 |
Заключительный |
июнь – сентябрь 2019г |
- подведение итогов; - последующий мониторинг жизнедеятельности семей риска для предотвращения повторов девиантного поведения; - подготовка отчет о реализации Программы |
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, более полно отвечающие задачам конкретного периода.
ПЛАН
мероприятий по реализации программы
«Профилактика
семейного неблагополучия и социального
сиротства детей
в МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №9»
города
Новочебоксарск Чувашской Республики на 2016-2019 учебный год.
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные
|
Планируемый
результат |
Примечание |
|
||||
Организация
работы по привлечению детей «группы риска» к систематическим занятиям по
интересам (художественное, техническое творчество, спорт) |
постоянно |
Социальный
педагог, классные
руководители, администрация |
Повышение
количества детей посещающих кружки и секции |
|
Контроль
всеобуча |
ежедневно |
Социальный
педагог, классные
руководители, администрация |
Выявление
неуспевающих и прогуливающих без уважительной причины |
|
Индивидуальные
беседы с учащимися на темы «Моя семья», «Как преодолеть страх», «Уроки. Я и
учитель» и т.д. |
в
течение года |
Социальный
педагог, педагог-психолог |
Нравственное
воспитание |
|
Благотворительные
акции «Милосердие», «Игрушка» |
в
течение года |
Социальный
педагог, Совет Актива, ДОО «Галактика» |
Нравственное
воспитание |
|
Организация
летнего отдыха детей |
апрель-июнь |
Социальный
педагог |
Занятость
в летний период |
|
Акция
«Поможем семье» (оказание
материальной помощи нуждающимся семьям) |
в
течение года |
Социальный
педагог, классные
руководители, администрация |
Нравственное
воспитание |
|
Содействие
детям в устройстве на работу в период каникул |
в
период каникул |
Социальный
педагог, центр занятости населения |
Занятость
в период каникул |
|
Обеспечение
летней занятости детей и подростков |
июнь,
июль, август |
Социальный
педагог |
Занятость
в период каникул |
|
Оказание
помощи детям, лишенным семейной защиты в получении материальной помощи |
постоянно |
Социальный
педагог |
Материальная
помощь |
|
Оказание
реабилитационной помощи выявленным детям, нуждающимся в государственной
защите |
постоянно |
Администрация,
социальный педагог |
Помещение
в реабилетацион-ный центр нуждающихся детей |
|
Проведение
общешкольных мероприятий -
Урок гражданина -
День здоровья -
Акция «Добрые дела» -
Праздник «Дорогие мои» -
Декада «Красота – это здоровье» -
День матери -
Декада «Наша семья» -
Декада психологии -
Акция «Когда смеются дети» -
Декада «Сыны Отечества» -
День семьи -
День защиты детей |
в
течение года по особому плану |
Администрация,
старший вожатый, социальный педагог, педагоги физического воспитания,
классные руководители, педагог-организатор, педагог-психолог |
Всестороннее
развитие личности |
|
Участие
в республиканских тематических месячниках и акциях: -
правовых знаний -
«Полиция и дети!» -
«Внимание, дети!» -
оборонно-массовой и спортивной работы -
«Молодежь за здоровый образ жизни» -
«Я – гражданин России» |
в
течение года по особому плану |
Администрация,
старший вожатый, социальный педагог, педагоги физического воспитания,
классные руководители, педагог-организатор, педагог-психолог |
Всестороннее
развитие личности |
|
II.
Работа с семьей |
||||
Посещение
неблагополучных семей: обследование материально-бытовых условий, условий
воспитания в семье |
ежемесячно |
Социальный
педагог, классные
руководители, администрация |
Акты
обследование материально-бытовых условий, условий воспитания в семье |
|
Своевременное
информирование родителей учащихся о пропусках учебных занятий |
постоянно |
Социальный
педагог, классные
руководители |
Выявление
неуспевающих и прогуливающих без уважительной причины |
|
Посещение
семей «группы риска», беседы с родителями на темы: «Свободное время
подростка», «Режим для школьника», «Родитель - главный воспитатель» и т.д. |
в
течение года |
Социальный
педагог, педагог-психолог |
Акты
обследование материально-бытовых условий, условий воспитания в семье |
|
Посещение
опекунских семей: обследование материально-бытовых условий |
октябрь,
апрель |
Социальный
педагог |
Акты
обследование материально-бытовых условий |
|
Индивидуальные
беседы с опекунами об учебной деятельности опекаемых, занятость ребят во
внеурочное время |
в
течение года |
Социальный
педагог, классные руководители |
Информации-онно-просветитель-ская работа |
|
Тематические
родительские собрания |
1
раз в четверть |
Администрация,
классные руководители |
Информации-онно-просветитель-ская работа |
|
Видеолекторий
для родителей: - «письмо детей родителям», - «Я рисую счастье» Социальная
реклама. Про одиноких детей, -
10 Заповедей для Родителей. Януш Корчак |
в
течение года |
Педагог-психолог |
Информации-онно-просветитель-ская работа |
|
Собрание
с опекунами «Вы и ваш ребенок» |
апрель |
Социальный
педагог |
Информации-онно-просветитель-ская работа |
|
Заседание
общешкольного родительского комитета |
1
раз в четверть |
Председатели
родительского комитета, администрация |
Информации-онно-просветитель-ская работа |
|
Контроль
за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних |
постоянно |
Социальный
педагог |
Акты
обследование материально-бытовых условий |
|
Заседание
Совета профилактики безнадзорности и правонарушений |
ежемесячно |
Администрация,
социальный педагог |
Обсуждение
путей решения конкретных проблем
|
|
Предоставление
психолого-педагогических услуг семьям с несовершеннолетними, оказавшимися в
трудной жизненной ситуации |
постоянно |
Социальный
педагог, педагог-психолог |
Выявление
и решение проблем |
|
III. Работа с педагогическим
коллективом |
||||
Определение
числа детей «группы риска» по данным: работников
ОпДН, классных руководителей, социальных педагогов, на основе
совместных рейдов школы, ОпДН |
постоянно
|
Социальный
педагог, классные
руководители, инспектор
ОпДН |
Составление
базы данных |
|
Проведение
семинара для классных руководителей по теме «Формирование модели диагностики
и определения причин появления детей «группы риска», определение методов
работы с данной категорией детей, адаптация к местным условиям» |
март |
Администрация,
социальный педагог, педагог-психолог |
Информации-онно-просветитель-ская работа |
|
Проведение
тренингов, направленных на личносто-ориентированную позицию педагогов по
отношению к детям |
октябрь
|
Педагог-психолог |
Информации-онно-просветитель-ская работа |
|
IV. Работа со специальными
учреждениями. |
||||
Определение
числа детей «группы риска» по данным: работников
ОпДН, классных руководителей, социальных педагогов, на основе
совместных рейдов школы, ОпДН |
постоянно
|
Социальный
педагог, классные
руководители, инспектор
ОпДН |
Составление
базы данных |
|
Проведение
рейдов «Двор», «Подросток», «Каникулы» |
в
течение года |
Социальный
педагог, классные
руководители, инспектор
ОпДН |
Выявление
неблагополуч-ных семей |
|
Выработка
механизма взаимодействия для работы с детьми «группы риска» между школой,
ОпДН, КДН |
ежегодно |
Администрация
школы, ОпДН, КДН |
Совместный
план |
|
Осуществление
устройства детей и семей в специальные учреждения (реабилитационный центр и
др.) |
постоянно |
Социальный
педагог |
Помещение
в реабилетацион-ный центр нуждающихся детей |
|
Содействие
детям в устройстве на работу в период каникул |
в
период каникул |
Социальный
педагог, центр занятости населения |
Занятость
в период каникул |
|
Вовлечение
органов территориального общественного самоуправления к решению проблемы
профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства |
в
течение года |
Администрация,
социальный педагог |
Сотрудничество
с ТОС |
|
V.
Диагностика |
||||
Изучение
причин социальной дезадаптации детей, условий из жизни и поведенческих
тенденций |
постоянно |
Социальный
педагог, педагог-психолог |
Результаты
диагностики |
|
Мониторинг: -
диагностика уровня воспитанности -
диагностика «Адаптация учащихся» -
диагностика «Занятость учащихся» -
предоставление документации на ПМПК -
анализ и обобщение результаты
реализации программы |
ежегодно |
Социальный
педагог, педагог-психолог |
Результаты
диагностики |
|
VI.
Работа с документацией. |
||||
Изучение
нормативной документации о защите прав детства |
в
течение года |
Социальный
педагог, педагоги школы |
Получение
знаний |
|
Разработка
методик по реабилитации детей из семей «группы риска» |
в
течение года |
Администрация,
социальный педагог, педагог-психолог |
Разработка
методик |
|
Составление
учетных карточек на каждую неблагополучную семью |
в
течение года |
Социальный
педагог |
Внедрение
учетных карточек |
|
Систему
организации контроля за исполнением Программы осуществляет
администрация школы. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к
Педагогическому Совету в январе до 2019 года предоставляют информацию о ходе
выполнения Программы.
Для реализации мероприятий Программы необходимы следующие ресурсы:
1. материальные:
- кабинеты;
- канцелярские товары;
- компьютер и оргтехника.
2. методические:
- цифровые образовательные ресурсы;
- методические рекомендации, разработки.
3. кадровые:
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- администрация школы;
- инспектор ОпДН;
- подростковый нарколог;
- педагоги.
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы:
- наличие эффективной система работы с семьями группы риска;
- наличие эффективных методик работы с неблагополучными семьями;
- увеличение возможностей для детей «группы риска» использовать свободное время для активного творческого и образовательного отдыха;
- социальное сопровождение и социальный контроль за семьями до выхода их из трудной жизненной ситуации.
Риски
реализации Программы:
- возможное ослабление контакта с родителями;
- неэффективность используемых методик.
Список использованной литературы.
I.
Нормативные документы.
1. Конвенция ООН «О правах ребенка»
2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.
3. Закон Российской Федерации от
10 июля
4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
5. Федеральный Закон от 24 июня
6. Федеральный
закон Российской Федерации от 23 декабря
7. Закон
Чувашской Республики от 25 ноября
8. Закон Чувашской Республики от 26
сентября
9. Закон Чувашской Республики от
24 ноября
10. Закон Чувашской Республики от 29
декабря
11.Закон Чувашской Республики от 5 октября
12. Республиканская целевая программа профилактики правонарушений в Чувашской Республике на 2009–2012 годы
II. Методическая литература.
1. Исаев Д.Д.,Журавлёв И.И, Дементьев В.В., Озерецковский
С.Д Типологические модели поведения подростков с различными формами
аддиктивного поведения.- Санкт-Петербург, 1997.
2. Личко А.Е.,Попов Ю.В. Делинквентное поведение,
алкоголизм и токсикомании у подростков.
-Москва, 1988.
3. Особенности воспитательной
работы с «проблемными» учащимися.- Волгоград: Учитель, 2007.
4. Семенюк Л.М. Психологические
особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- Москва,
1996.
5. Социальная педагогика в
России. Современное образование- №2,
2008
6. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - Москва, 1998.
7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая
Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных
ситуациях:8-11 классы.- М.:ВАКО, 2007.
III.
Интернет ресурсы.
- http://slovari.yandex.ru/
- http://socioirin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=11
- http://www.constitution.ru/
- http://www.hro.org/
5. https://www.youtube.com/watch?v=y0tevwbNKEc
- https://www.youtube.com/watch?v=u2kD5lJuJNo
- https://www.youtube.com/watch?v=bqDQONUugpg
http://www.smisl-zhizni.ru/.
Приложение
№1
Памятка родителям от ребенка
Прислушаемся к советам своих детей!
1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги
4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
9. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
12. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.
13. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их, извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
14. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
15. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
16. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется на это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.
17. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
18. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
19. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.
20. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
21. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
22. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Данте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.
23. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
24. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
25. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время боль шей ориентации на сверстников и старших ребят, В это время их мнение для меня может быть важнее вашего, В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
26. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
Приложение
№2
Десять заповедей для родителей
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть н больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Приложение
№3
Анкета для родителей
Цель: обратить
внимание на пробелы в воспитании их детей и наметить пути ликвидации
недостатков.
1.
Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком (подчеркните):
-все
свободное время;
-от
случая к случаю;
-не
общаюсь вообще.
В
каких формах: беседа, просмотр и обсуждение кинофильмов, совместная работа по
хозяйству, чтение книг, поездки за город и т.д. (подчеркните).
2.
Как проводит свободное время ваш(а) сын (дочь) (подчеркните):
-предпочитает
находиться в компании друзей;
-избегает
общения со сверстниками;
-затрудняюсь
ответить.
3.
Нравится ли вашему ребенку общаться с вами, находиться дома?
4.
Чем увлекается ваш(а) сын (дочь) (подчеркните):
-спорт,
-
чтение художественной литературы,
-коллекционирование,
-уход
за домашними животными,
-
музыка, рисование и др.
5.
Считаете ли вы физическое наказание приемлемой мерой воспитания своего ребенка
(подчеркните):
-да;
-нет.
6.
Наблюдали ли вы случаи проявления жестокости вашим ребенком по отношению к:
сверстникам, младшим ребятам, животным?
7.
Что преобладает в характере вашего ребенка (подчеркните):
-стремление
к лидерству, властность;
-скептицизм,
упрямство, негативизм;
-уступчивость,
кротость, пассивность;
-доверчивость,
комфортность, зависимость;
-несамостоятельность;
-отзывчивость,
бескорыстие, жертвенность.
8.
Отношение вашего ребенка к школе (подчеркните):
-положительное;
-отрицательное;
-безразличное.
9.
Что вам не нравится в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной
школе?
10.Каким
бы вы хотели видеть обучение в нашей школе?
Приложение №4
РАБОТА
С ДЕТЬМИ И СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА
1. Дети и семьи группы риска – кто они?
1.1 Дети группы риска – это, прежде, всего, дети, которые требуют к себе повышенного внимания со стороны взрослых, профилактических и социальных служб.
1.2 Семьи группы риска – категории семей, где родители являются недееспособными или длительное время находятся на лечении, а также семьи, которые в силу разнообразных обстоятельств находятся в затруднительном социально-экономическом или социально опасном положении.
1.3 Семья, находящаяся с социально опасном положении, семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
2. Факторы риска.
2.1 Медико-биологические факторы:
– дети с ослабленным здоровьем;
– дети-инвалиды.
2.2 Социально-экономический фактор зависит от социального статуса семьи, ее положения в обществе, а также социально-культурной, криминогенной и экономической ситуации в районе (городе, селе), где работают родители. К этой группе относятся дети:
– из многодетных семей;
– из социально опасных семей;
– из опекунских семей.
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Типы неполных семей:
– осиротевшая – смерть или гибель одного из родителей;
– внебрачная – рождение женщиной ребенка вне брака;
– разведенная – расторжение брака при жизни супругов;
– распавшаяся – отдельное проживание родителей, которые имеют равные права на ребенка;
– неполная простая – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми;
– неполная расширенная – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.
2.3 Психологический фактор.
В основе психологического фактора лежит внутреннее состояние человека.
Деструкция – нарушение, разрушение чего-либо.
Дезадаптивное поведение – поведение формирующейся личности, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения, которые выполняют функции институтов социализации.
Девиантное поведение – поведение человека отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.
Делинквентное поведение – поведение человека, отклоняющееся от доминирующих в обществе ценностных ориентаций, при котором делинквент определяется как правильный.
Аддиквитное поведение – поведение человека, направленное на пристрастие к наркотизму (пристрастие к курению, токсикомании; употреблению наркотиков и алкоголя).
Приложение №5
АЛГОРИТМ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА
С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ
1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
3. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий, выводов.
4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
5. Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
6. Изучение личностных особенностей членов семьи.
7. Составление карты семьи.
8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты несовершеннолетних, комиссия и т. д.).
9. Составление программы работы с неблагополучной семьей.
10. Текущие и контрольные посещения семьи.
11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Приложение № 6
Притчи для родителей по воспитанию детей
Притча: Ведь это всего один час…
После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было
позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка
ждет его на пороге дома.
– Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я
ждал, чтобы спросить…
– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.
– Сколько денег ты получаешь?
– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!
Ребенок поднял на него грустные глаза.
– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?
– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?
– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста
рублей.
Отец вышел из себя и закричал на сына:
– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать
твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того,
чтобы выпросить денег на всякие глупости!
Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и
огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он,
– как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я
напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью
денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату
сына и сел возле детской кровати.
– Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.
– Нет, я лежу и думаю…
– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе.
Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.
Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.
– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!
Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним
только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:
– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь
еще.
– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно
столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно?
Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты,
мама и я…
Притча: Неиссякаемое наследство
Жил на свете старый священник, а с ним – двое его сыновей. Как-то раз
удивило их одно известие: нежданно-негаданно унаследовал старик немалые деньги.
Вскоре священник получил завещанную сумму, сказал о том своим детям, а они
недоумевают:
– Отец, что же ты с такими огромными деньгами делать-то станешь?
– Помогать буду всем страждущим, – отвечает он, – кормить несчастных и
немощных. Коли кто в нужде окажется, всегда выручу, каждому нищему да убогому
подам.
– Ох, батюшка! Ведь этак мы без копеечки скоро останемся! Воля твоя, только дал
бы ты нам нашу долю, а сам уж поступай по разумению своему.
Согласился священник, поделил деньги мудро, по совести и отдал детям их
законную часть.
Сыновья с отцом распрощались, из родного дома своим путем пошли. А старик жил
да добро творил: кормил несчастных и немощных, страждущим помогал, нищим и
убогим подавал. Много он расходовал, однако деньги не иссякали.
Сколько времени с тех пор прошло – неведомо, только однажды на пороге родного
дома появился один из сыновей старика. Был он купцом, человеком небедным, да
судьба оказалась к нему не слишком добра. Ничего не осталось от прежнего
достатка, а из-за долгов грозила ему тюрьма. Выручил священник свое дитя, от
долговой ямы спас, приютил. Стали жить они вдвоем.
Затем и другой сын нищим явился к отцу. Быстро истратил он свою часть
наследства, остался бесприютным и странствовал с сумой. Нашлось и для него место
у сердобольного старика. Зажили, как в прежние времена, втроем.
Все вместе шли они дорогой добра, однако сыновья не уставали сокрушаться:
глупо, впустую растратили наследство, по ветру две трети завещанных денег
пустили. Но отец успокоил своих раскаявшихся детей:
– Деньги эти душе вашей спастись помогли. Полно вам, не печальтесь. Все, что
случилось с вами, к лучшему. Оставшихся денег, пусть это всего треть, и после
смерти моей надолго вам, дети, хватит. Будете поживать да людям помогать.
– Как же такое возможно, батюшка? – удивились сыновья.
– Всевышнему все ведомо. Не позволит он оскудеть той руке, что оказывает помощь
и творит от чистого сердца добро.