Однозначные и многозначные слова

Урок русского языка по теме "Однозначные и многозначные слова"

5-й класс

 

Учитель русского языка и литературы Миронычева Лариса Анатольевна

 

 Цель урока: дать понятие об однозначных и многозначных словах, формировать умения определять лексическое значение слова по контексту и словарю, работать с толковым словарём; развивать умение критически мыслить; совершенствовать культуру речи; воспитывать любознательность, любовь к русскому языку.

Задачи: Научить различать однозначные и многозначные слова; развивать навыки самостоятельной работы; развивать устную речь учащихся при обобщении и закреплении

I.                   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II.                ПОВТОРЕНИЕ

Антидиктант

Списать предложенное на доске предложение без ошибок, объяснить орфограммы, произвести пунктуационный разбор предложения, составить схему.

Прикрасный, блистящий скварец превлекает внемание.

 

Дидактическая игра «Закончи предложение» 

•   «Лексикология — это...»

•   «Лексика — это...».

•   «Лексическое значение слова — это...».

•   «Определить лексическое значение слова можно ...».

III.             ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Совместно с учащимися формулируем цели и задачи урока  

Цель моей работы на уроке:

Узнать

 

Научиться

Как _______________ слова с одним и несколькими значениями

Различать такие слова

Сравнивать такие слова

(нужное подчеркнуть)

Задачи:  что я буду делать

напротив каждой цифры поставь + если  эту деятельность ты выполнял сегодня на уроке.

1.     Спрошу у учителя

2.     Прочитаю в учебнике

3.     Поработаю в группе

4.     Воспользуюсь подсказкой товарища

5.     Поработаю в паре

6.     При затруднении посмотрю в словарь

 

 

Работа в группах по новой теме.

Каждая парта получает  для работы следующий текст с заданием.  

·        Используя слова для справок, вставьте подходящие по смыслу слова на место пропусков.

·        Сформулируйте определение понятия однозначные и многозначные слова на основании данного текста.

·        Устно ответьте на вопрос: как образуются многозначные слова?

       В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет. Например, слово ______________ обозначает тонкую палочку графита, вделанную в деревянную или пластмассовую оболочку. Только этот предмет, которым мы ________, _________, ___________, и называется ______________. То же самое можно сказать и о словах ________________, _________________. Такие слова называются однозначными.

Однозначными словами являются научные термины, например ___________, _____________, ______________.

Открывая новые закономерности в природе и обществе, человек обогащает мышление новыми понятиями, для выражения которых требуется расширение словарного состава языка. Но не всегда для обозначения нового понятия необходимо создавать новое слово, можно использовать уже существующее в языке слово, придав ему новое значение.

При наличии общих признаков между двумя предметами название с одного, уже известного, переносится на другой предмет, изобретенный, который не имел до этого наименования. Появление у слова новых значений превращает однозначное слово в _________________ . 

 

Слова для справок: рисовать, карандаш, писать, вычитание, ангина, чертить, многозначное, фломастер, бинокль, синтаксис.

 

IV.            ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V.               ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

 

1)  Работа со словарем. Каждый ряд получает толковый словарь и работает со словарной статьей слова «слово».

Все лексические значения многозначного слова толкуются в одной словарной статье, т.к. имеют определенное сходство между собой. Уяснить смысл многозначного слова можно только в контексте.

 

СЛОВО – 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. Происхождение слов.2. Речь, способность говорить. Дар слова. 3. Разговор, беседа, что-нибудь сказанное. Понять друг друга без слов.4. Публичное выступление, речь. Последнее слово заключенного. 5. Речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ. «Слово о полку Игореве».6. Право, позволение говорить публично.  Свобода слова. 7. Мнение, вывод (часто о достижениях в какой-нибудь области). Новое слово в технике. 8. То же, что обещание. Дать слово. 9. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова Пушкина.

 

2)                 Возвратимся к антидиктанту. Определите, какие слова использованы в предложении: однозначные или многозначные.

 

Прекрасный – 1. Очень красивый. 2. Очень хороший. 3. То, что воплощает красоту, соответствует идеалам.  

Блестящий – 1. Сверкающий. 2. Великолепный, превосходный, замечательный.

Скворец – небольшая перелетная певчая птица отряда воробьиных с темным оперением.

Привлечь – 1. Притягивая, приблизить к себе. 2. Побудить обратить внимание на что-н., вызвать интерес. 3. Вызвать к себе в ком-н. положительное чувство, отношение. 4. Заставить, побудить принять участие в чем-н. 5. Заставить отвечать за свои действия. 6. То же, что привлечь к суду.

Внимание – 1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха. 2. Заботливое отношение к кому-чему-нибудь.

  

3) Объясните значение словосочетаний.

Сердечный человек – дущевный, добрый,

сердечный прием - искренний,

сердечная мышца – мыщца сердца;

глухой старик – без слуха,

глухой голос – неясный, негромкий,

глухой согласный – не звонкий, парный звонкому,

глухой переулок – непроходной, тупик;

высокий рост – большой по протяжённости снизу вверх,

высокая температура - выше нормы,

высокие цены - дорогие,

высокая оценка – очень хорошая, превосходящая другие.

 

– Определите значение слова разбить в предложениях.

Миша разбил себе нос. Туристы разбили палатку. Разбили врага наголову. Лесоводы разбили участок.

 

4) “Творческое применение и добывание знаний”

Устно разгадать загадки.  Определить, однозначное или многозначное слово в ответе. Назвать  значения многозначных слов.

 

 

Летом греет,

Зимой холодит

(солнце)

однозначное

Свищет, гонит, вслед ему кланяются

(ветер)

однозначное

Красное коромысло через реку повисло

(радуга)

однозначное

Зимой и летом – одним цветом.

(ель)

однозначное

Кто трудолюбивей всех на свете?

(муравей или пчела)

однозначное

 

Они обычно для шитья,

и у ежа их видел я

(иголки)

Многозначное(швейная принадлежность, колющий предмет, острый шпиль здания)

В тетради я бываю

Косая и прямая,

В другом своём значении я планка для черчения.

(линейка)

Многозначное (прямая черта, планка для вычерчивания прямых линий, строй в шеренгу.)

Что видно только ночью

(звёзды) 

Многозначное

(небесное тело, геом. фигура,орден,знаменитость,щнак отличия у военных…)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка

Собаки лают,

Достать не могут

(месяц)

Многозначное (единица исчисления времени, диск луны, 30 дней, посвященных какому-н. меропроиятию)

Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе

(облако)

Многозначное (светло-серые слои в небе, скопление водяных капель; сплошная масса мелких летучих частиц-облако дыма)

 

Запомните!  Многозначность – источник выразительности речи. Часто писатели используют многозначность в своих произведениях.

О какой каше идет речь?

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

… Когда он вслух читает,

Поймешь едва-едва:

И звуки он глотает

И целые слова.

С. Михалков

 

VI.            ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

Вернуться к таблице целей и задач и отметить +, какие виды деятельности были использованы на уроке

Организую этап рефлексии “Древо познания”.

- Что значит слово «древо»?

То же, что дерево.

- Какой фонетический процесс происходит в этом слове?

Неполногласие: ере=ре

 

VII.          ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ