О чем говорят гербы

Урок разработала учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №9» Кульчак Раиса Сергеевна.

 

 

Тема урока:О чем говорят гербы.

Класс: 5 класс

Цель урока:       Продолжить формирование понятия о символическом характере декоративно-прикладного искусства на примере гербов, эмблем;      воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру искусства.

Задачи:Обучающая:1.Дать представление о гербах России и родного края.

                                   2. Познакомить с элементами и символическими значениями в гербах.

                                     3. Научить выполнять выразительные композиции гербов (герб своего класса, герб школы, личный герб)

Развивающая: 1. Развивать творческий  интерес, ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.

Воспитывающая: 1 Воспитывать интерес к истории, уважение к культуре, и символике своей страны, своего города, края.

               2. Прививать такие качества как толерантность, навыки работы в команде   

Тип урока: комбинированный

Вид урока: усвоение новых знаний, практическое творческое занятие.

Методы обучения: словесный, объяснительно – иллюстративный, творческий, проблемный.

Формы обучения: беседа, дискуссия, самостоятельная творческая  работа.

Межпредметные и предметные связи: тесная связь с географией, применение полученных знаний в жизни.

Средства воспитания и обучения: Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг), схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба, презентация «Экскурс в геральдику (основы, история, правила)»

Формы контроля: самоконтроль, текущий и индивидуальный.

Ожидаемые результаты достижения целей:

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

 Понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные правила построения композиции и сочетание цветов в искусстве геральдики, научиться выполнять выразительные композиции гербов.

 

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

 

 

Метапредметные

Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

 

Самостоятельное выполнение действий, планирование действий и решение проблемы, умение корректировать практическую работу.Целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

 

Личностные

Осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.

 

Самостоятельное выполнение действий. Осознаниетворческого вдохновения и удовлетворения. Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Литература для учителя и ученика: учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс, варианты упражнений, памятка к уроку, словари русского языка.

 

Ход урока.

 

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

 

 

Методы, приемы обучения

Формы   учебного  взаимодей-

ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организа-ционный

момент,

1-2 мин

 

Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Управляет ситуацией самооценки

 

 

Словесный

 

Фронталь-ная

 

Приветствие,  контроль посещаемости,

проверка готовности учащихся к уроку.

 - Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. На занятии нам потребуются: карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой, ну и, конечно, наша фантазия.

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

Приветствуют учителя, 

актуализация опорных знаний.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок

 

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Актуализация  знаний,

3 мин.

 

Система-тизирова-ние  ранее получен-

ных знаний учащихся (слайд №1)

 

 

Словесный

 

 

Фронталь-ная

 

Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает отгадать кроссворд, где есть ключевое слово темы урока (герб):

1.Музыкальный символ государства (гимн).

2.Элемент облачения рыцаря, где были отличительные знаки (доспехи).

3. Что проводили рыцари в 11 – 12 веках? (турнир)

4. Это изображение было на монетах и различных вещах(эмблема).

Отвечают на вопросы, предполагают, рассуждают, дискутируют.

 

 

Коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание

Мотивация(встреча с проблемой),

3 мин.

Вызвать эмоциональный настрой, познаватель-ный интерес к теме урока

 

Проблем-ный

Фронталь-ная 

 

 

 

- Ребята, как вы думаете, что означает слово герб?

- Как вы думаете, что за «тайну» мы будем сегодня открывать?

Верно. Наш урок посвящен гербам. Мы будем говорить о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны. Постараемся придумать и изобразить свой личный герб, пользуясь некоторыми правилами при их составлении.

 

- Вам понятна тема и цель урока ?

-Какие задачи нужно решить художнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)

 

Работа со словарем, толкование слова «герб», формулирование темы и поиск цели урока.

Рассуждения учащихся

-Зачем нужны людям гербы и эмблемы,

- о чем рассказывает герб,

- что на нем изображают…

 

- Да

- Изучить правила составления гербов, символическое значение цвета и изображения

 

Отвечают на вопросы учителя,  ответы учащихся на поставленные вопросы.

 

 

Постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

Изучение нового матери-ала,

8 мин.

Организо-вать осмыслен-ноевосприя-тие новой информа-ции

Словеный,

ипользов-ниетехничес-ких средств

 

Фронталь-

ная

 

 

Экскурс в геральдику (основы, история, правила)

Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

- Как вы думаете, когда появились первые гербы?

 

- Правильно.

Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово герб.

Постепенно начиная с XIII века, рисунки со щитов рыцарей перекочевали на кареты, дома, ковры, на ворота средневековых городов.

Герольды (в переводе с немецкого - глашатаи)систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику”. Только согласно ее законам выполнялись рисунки на гербах.

 

Ребята, а кто такие герольды? Давайте обратимся снова к словарям.Герольды (в переводе с немецкого -  глашатаи ).

Основой всякого герба считается щит - как поле для изображения эмблемы. Известно пять форм западноевропейских щитов (демонстрирует плакат). При составлении гербов использовали финифть, золото, серебро и меха. Цвет в гербе имеет символическое значение. Подумайте, что могут означать цвета золотой, серебряный, красный, зеленый, черный?

 

В большинстве случаев вы правильно определили значение цветов.

- Золотой - богатство, сила, верность, постоянство. - Серебряный - невинность, чистота, девственность.

- Голубой - величие, красота, ясность.

- Красный -храбрость, мужество.

- Зеленый -надежда, изобилие, свобода.

- Черный -скоромность, ученость, печаль.

Поле щита может быть однотонное, простое или разделенное, сложное.

На поле щита есть изображения: животные, мифологические существа, оружие и т. п. Каждое изображение несет в себе определенный смысл. Лев - сила, мужество, великодушие. Леопард -храбрость, отвага. Орел -власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость. Конь--храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота. Собака - верность, преданность, повиновение. Кошка - независимость. Овца -кротость. Единорог -чистота, непорочность. Кабан, вепрь -мужество, неустрашимость. Ворон -долголетие. Феникс -бессмертие. Змея - вечность. Дуб - крепость, сила. Солнце - свет, богатство, изобилие. Звезда - ночь, вечность. Посох -духовная власть.

Герб может иметь девиз - краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.

А у российского герба есть девиз?

- Вспомните известный вам или придумайте свой девиз для герба.

Красный - цвет крови, храбрость. Черный - траур. Зеленый -спокойствие. Золотой - богатство. Серебряный - благополучие, чистота.

Девиз:

«Со щитом или на щите», «Храбрость и справедливость».

- Что означает двуглавый орел?

- Одна голова смотрит на восток, другая на запад, что символизирует связь европейской и восточной культур в культуре России.

 

 

 

Развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства.

Воспитывать интерес к  геральдике. Положительные эмоции при просмотре презентации.

 

 

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические: выведение следствий,

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,

Практическая творчес-кая работа,

25 мин.

Обеспечить усвоение и закрепле-ние знаний

Практи-ческая работа

Индивиду-альная

Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления.

Я предлагаю вам выполнить проект «Герб моей семьи». Давайте постараемся придумать и изобразить герб, в котором отразим назначение и содержание семьи.

При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания о гербах.

«Полезные советы» для выполнения практической работы:

- Вы уже подумали, какой формы будет ваш герб?

- Выбрали цвет геральдических фигур?

- Придумали фигуру для композиции герба?

- Помните, нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге.

- Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.

- Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

Покажите герб классу и расскажите о нём!

Во время практической работы -

целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.Учитель показывает на доске приемы работы над портретом в технике гризайль. Указывает на некоторые особенности работы в этой технике.

Выполняют задание практической работы,

Развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства.

положительные эмоции при просмотре произведений искусства.

 

Регулятивные: составление плана действий,саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные: оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера

 

 

 

Рефлексивно  -оценоч-ный этап.

Закрепле-ниепрой-денного материа-ла,

 4 мин.

Осмысле-ниерезуль-тата деятель-ности

Аналити-ческий,  индивидуальная  рефлексия

Фронталь-ная, индивиду-альная

 

 

 

Рефлексия эмоционального состояния  и отношения к уроку.

 

А сейчас мне бы хотелось увидеть, как вы усвоили материал. Поиграем в светофор:

зеленый цвет – материал усвоил хорошо,

желтый цвет – есть вопросы

красный цвет - материал не усвоил

-Расскажите интересные факты о происхождении вашей семьи, краткое сообщение 1-2 мин,

 

Личностные: самоопределение,

регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация,

коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов

 

Итог урока,

1-2 мин.

 

Домашнее задание.

Выставка учащихся.

Аналитический, словесный.

Фронталь-ная

 

 

 

Какая работа понравилась и почему?

Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о гербах.

Продолжите предложения:

Я узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…Молодцы! Вы сегодня великолепно работали.

Спасибо за урок

Записывают д/з, оценку за урок.

Л:  умение объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей.