Урок разработала учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №9» Кульчак Раиса Сергеевна.
Тема урока:О чем говорят гербы.
Класс: 5 класс
Цель урока: Продолжить формирование понятия о символическом характере декоративно-прикладного искусства на примере гербов, эмблем; воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру искусства.
Задачи:Обучающая:1.Дать представление о гербах России и родного края.
2. Познакомить с элементами и символическими значениями в гербах.
3. Научить выполнять выразительные композиции гербов (герб своего класса, герб школы, личный герб)
Развивающая: 1. Развивать творческий интерес, ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.
Воспитывающая: 1 Воспитывать интерес к истории, уважение к культуре, и символике своей страны, своего города, края.
2. Прививать такие качества как толерантность, навыки работы в команде
Тип урока: комбинированный
Вид урока: усвоение новых знаний, практическое творческое занятие.
Методы обучения: словесный, объяснительно – иллюстративный, творческий, проблемный.
Формы обучения: беседа, дискуссия, самостоятельная творческая работа.
Межпредметные и предметные связи: тесная связь с географией, применение полученных знаний в жизни.
Средства воспитания и обучения: Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг), схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба, презентация «Экскурс в геральдику (основы, история, правила)»
Формы контроля: самоконтроль, текущий и индивидуальный.
Ожидаемые результаты достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные правила построения композиции и сочетание цветов в искусстве геральдики, научиться выполнять выразительные композиции гербов. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний. |
Метапредметные |
Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления. |
Самостоятельное выполнение действий, планирование действий и решение проблемы, умение корректировать практическую работу.Целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. |
Личностные |
Осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся. |
Самостоятельное выполнение действий. Осознаниетворческого вдохновения и удовлетворения. Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; |
Литература для учителя и ученика: учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс, варианты упражнений, памятка к уроку, словари русского языка.
Ход урока.
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодей- ствия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Организа-ционный момент, 1-2 мин |
Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Управляет ситуацией самооценки |
Словесный |
Фронталь-ная |
Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку. - Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. - Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. На занятии нам потребуются: карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой, ну и, конечно, наша фантазия. Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» |
Приветствуют учителя, актуализация опорных знаний. Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок |
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
Актуализация знаний, 3 мин. |
Система-тизирова-ние ранее получен- ных знаний учащихся (слайд №1) |
Словесный |
Фронталь-ная |
Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает отгадать кроссворд, где есть ключевое слово темы урока (герб): 1.Музыкальный символ государства (гимн). 2.Элемент облачения рыцаря, где были отличительные знаки (доспехи). 3. Что проводили рыцари в 11 – 12 веках? (турнир) 4. Это изображение было на монетах и различных вещах(эмблема). |
Отвечают на вопросы, предполагают, рассуждают, дискутируют. |
Коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание |
Мотивация(встреча с проблемой), 3 мин. |
Вызвать эмоциональный настрой, познаватель-ный интерес к теме урока |
Проблем-ный |
Фронталь-ная |
- Ребята, как вы думаете, что означает слово герб? - Как вы думаете, что за «тайну» мы будем сегодня открывать? Верно. Наш урок посвящен гербам. Мы будем говорить о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны. Постараемся придумать и изобразить свой личный герб, пользуясь некоторыми правилами при их составлении. - Вам понятна тема и цель урока ? -Какие задачи нужно решить художнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?) Работа со словарем, толкование слова «герб», формулирование темы и поиск цели урока. Рассуждения учащихся -Зачем нужны людям гербы и эмблемы, - о чем рассказывает герб, - что на нем изображают… - Да - Изучить правила составления гербов, символическое значение цвета и изображения |
Отвечают на вопросы учителя, ответы учащихся на поставленные вопросы. |
Постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) |
Изучение нового матери-ала, 8 мин. |
Организо-вать осмыслен-ноевосприя-тие новой информа-ции |
Словеный, ипользов-ниетехничес-ких средств |
Фронталь- ная |
Экскурс в геральдику (основы, история, правила) Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. - Как вы думаете, когда появились первые гербы? - Правильно. Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово герб. Постепенно начиная с XIII века, рисунки со щитов рыцарей перекочевали на кареты, дома, ковры, на ворота средневековых городов. Герольды (в переводе с немецкого - глашатаи)систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику”. Только согласно ее законам выполнялись рисунки на гербах. Ребята, а кто такие герольды? Давайте обратимся снова к словарям.Герольды (в переводе с немецкого - глашатаи ). Основой всякого герба считается щит - как поле для изображения эмблемы. Известно пять форм западноевропейских щитов (демонстрирует плакат). При составлении гербов использовали финифть, золото, серебро и меха. Цвет в гербе имеет символическое значение. Подумайте, что могут означать цвета золотой, серебряный, красный, зеленый, черный? В большинстве случаев вы правильно определили значение цветов. - Золотой - богатство, сила, верность, постоянство. - Серебряный - невинность, чистота, девственность. - Голубой - величие, красота, ясность. - Красный -храбрость, мужество. - Зеленый -надежда, изобилие, свобода. - Черный -скоромность, ученость, печаль. Поле щита может быть однотонное, простое или разделенное, сложное. На поле щита есть изображения: животные, мифологические существа, оружие и т. п. Каждое изображение несет в себе определенный смысл. Лев - сила, мужество, великодушие. Леопард -храбрость, отвага. Орел -власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость. Конь--храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота. Собака - верность, преданность, повиновение. Кошка - независимость. Овца -кротость. Единорог -чистота, непорочность. Кабан, вепрь -мужество, неустрашимость. Ворон -долголетие. Феникс -бессмертие. Змея - вечность. Дуб - крепость, сила. Солнце - свет, богатство, изобилие. Звезда - ночь, вечность. Посох -духовная власть. Герб может иметь девиз - краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. А у российского герба есть девиз? - Вспомните известный вам или придумайте свой девиз для герба. Красный - цвет крови, храбрость. Черный - траур. Зеленый -спокойствие. Золотой - богатство. Серебряный - благополучие, чистота. Девиз: «Со щитом или на щите», «Храбрость и справедливость». - Что означает двуглавый орел? - Одна голова смотрит на восток, другая на запад, что символизирует связь европейской и восточной культур в культуре России. |
Развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства. Воспитывать интерес к геральдике. Положительные эмоции при просмотре презентации. |
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, |
Практическая творчес-кая работа, 25 мин. |
Обеспечить усвоение и закрепле-ние знаний |
Практи-ческая работа |
Индивиду-альная |
Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления. Я предлагаю вам выполнить проект «Герб моей семьи». Давайте постараемся придумать и изобразить герб, в котором отразим назначение и содержание семьи. При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания о гербах. «Полезные советы» для выполнения практической работы: - Вы уже подумали, какой формы будет ваш герб? - Выбрали цвет геральдических фигур? - Придумали фигуру для композиции герба? - Помните, нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. - Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека. - Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления. Покажите герб классу и расскажите о нём! Во время практической работы - целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.Учитель показывает на доске приемы работы над портретом в технике гризайль. Указывает на некоторые особенности работы в этой технике. |
Выполняют задание практической работы, Развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства. положительные эмоции при просмотре произведений искусства. |
Регулятивные: составление плана действий,саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи регулятивные: оценка результатов работы. коммуникативные: управление поведением партнера |
Рефлексивно -оценоч-ный этап. Закрепле-ниепрой-денного материа-ла, 4 мин. |
Осмысле-ниерезуль-тата деятель-ности |
Аналити-ческий, индивидуальная рефлексия |
Фронталь-ная, индивиду-альная |
Рефлексия эмоционального состояния и отношения к уроку. |
А сейчас мне бы хотелось увидеть, как вы усвоили материал. Поиграем в светофор: зеленый цвет – материал усвоил хорошо, желтый цвет – есть вопросы красный цвет - материал не усвоил -Расскажите интересные факты о происхождении вашей семьи, краткое сообщение 1-2 мин, |
Личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация, коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов |
Итог урока, 1-2 мин. Домашнее задание. |
Выставка учащихся. |
Аналитический, словесный. |
Фронталь-ная |
Какая работа понравилась и почему? Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о гербах. Продолжите предложения: Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя… Было интересно…Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Спасибо за урок |
Записывают д/з, оценку за урок. |
Л: умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. |