C 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения станет обязательным для 1-го класса, с 1 сентября 2015 года – для 5-го класса, а на ступени среднего полного (общего) образования (10-й класс) новый стандарт будет обязательным с 1 сентября 2020 года", - сообщила директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко на заседании коллегии Министерства 25 января 2011 года. Стандарты общего образования будут вводиться в действие поэтапно по ступеням общего образования, по мере готовности общеобразовательных учреждений к их реализации.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения нацелены на повышение качества образования, обеспечивая единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Директор Департамента профессионального образования Минобрнауки России Татьяна Давыденко сообщила, что "В настоящее время утверждён 941 федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в том числе 2 стандарта общего образования (для 1-4 и 5-9 классов), 295 ФГОС начального профобразования, 234 ФГОС среднего профобразования и 410 стандартов высшего образования".
Т.Давыденко также отметила, что с 2011 года приём на первый курс учреждений высшего профессионального образования должен осуществляться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. "90% вузов обеспечат полную готовность к реализации образовательных программ на основе ФГОС нового поколения к 31 марта 2011 года, оставшиеся – до конца мая".
Большая часть стандартов высшего образования разработана базовыми вузами учебно-методических объединений с широким привлечением академической общественности и работодателей.
Справочно. Федеральным законом от 1 декабря
Введение федерального государственного образовательного стандарта позволяет обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ. При этом сохраняется свобода образовательного учреждения в формировании образовательной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на содержание образования с учётом региональных и (или) национальных особенностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС предусматривает деление основной образовательной программы на обязательную (базовую) часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (вариативную).
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения и образовательного учреждения профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом региональных (национальных) особенностей, специфики и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и иных участников образовательного процесса, и включает в себя требования к результатам подготовки выпускников, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также: для образовательных учреждений профессионального образования - программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; для общеобразовательных учреждений - перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.
ФГОС общего и профессионального образования формулируют требования к результатам освоения основных образовательных программ в терминах компетенций выпускников, что должно нацеливать образовательные учреждения обеспечивать не столько набор определённых учебных предметов, курсов, дисциплин, сколько приобретение обучающимися востребованных компетенций, в первую очередь, способности самостоятельно приобретать и применять знания, а также использовать умения, навыки и личностные качества в познавательной и профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики.
Утверждённые и зарегистрированные Минюстом России федеральные государственные образовательные стандарты размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет по адресу http://mon.gov.ru/dok/fgos/.